Багажники.
После ободов и спиц багажники занимают 3-е место в категории оборудования с плохой репутацией у велотуристов из-за того что часто ломаются.
Многие производители проводят значительные иследования в попытке сделать бомбоустойчивый багажник. Например багажники фирмы Tubus
Очень крепкие и прочные, и благодаря тому что сделанны из стальных труб а не прутов, остаются относительно легкими. Ну благодаря тому что они сделанны из стали, их можно легко чинить (паять). Хотя я вижу тут небольшое противоречие - если они настолько крепкие, как заявляет производитель, ремонтопригодность не является преимуществом, ибо они не должны ломаться прежде всего.
Эволюция багажников (справа налево)
Конечно это в основном имеет значение если вы едете в обычный, загруженный велопоход. При велопутешествиях налегке не нужно особо беспокоиться о багажнике - любой старый кусок хлама подойдет. Так как практически любой багажник достаточно крепок чтобы выдержать ваши 4 или 5 кг багажа, можете брать самый легкий. Не будет поломок багажника, ремонтопригодность не проблема, и вы можете брать багажник из самого легкого материалла - аллюминия. Я ездил с разными типами багажников, включая стальные (однажды пришлось чинить один такой багажник), но в конце концов я остановился на использовании аллюминиевых багажников из твердого стержня (т.е. не из труб).
Во время подготовки к походу я сделал давно планируемый "апгрейд" - отпилил лишние ноги от багажника, что уменьшило вес еще на 90 грамм.
Добавлено (02.06.2014, 14:03)
---------------------------------------------
Мультитулы
Мой инструмент можно условно разделить на 3 части:
1. насос, 2 монтажки, гиперкрекер, 2 лезвия
2. 2, 4,5 и 6мм шестигранники, спицевой ключ, плоская отвертка, выжимка цепи
3. 15мм ключ для педалей (обрезанный наполовину) или 8мм шестигранник или 6мм шестигранник, в зависимости от того какие педали вы используете
(примечание бурика - ключ для педалей возит скорее всего только потому как летает самолетом, а для упаковки в самолет требуют снимать педали)
Обычно инструмент из 1й части врятли можно найти на мультитуле, так что их приходится купить отдельно. Вес данной части в моем случае - 62 грамма.
Инструменты второй части могут быть частю мультитула, либо наборов отдельных инструментов. Впринципе я считаю что лучше второй вариант - не только потому что удобнее пользоваться (шестигранники на мультитулах обычно короткие, бывает нехватает длины чтобы добраться до болта), ну и кроме того так получается легче. Вторая часть моих инструментов весит 104 грамма.
Однако, недавно мне попались 2 небольших и очень легких мультитула - представлены на картинке выше - и возможно я изменю свое мнение насчет мультитулов.
У того что слева (Lifu J-Tool) есть выжимка цепи, 2,3,4,5 и 6 мм шестигранники, крестообразная отверка, спицевые ключи (под 2 размера), 8 и 10 ключи и открывашка. Вес 44 грамма.
На втором мультитуле (CPR-9) есть 2,3,4,5 и 6мм шестигранники, спицевой ключ, плоская отверка, T25 ключ для снятия дисковых роторов (я не знаю что это такое), и открывашка - все весом 26 грамм. Суммарно они весят 70 грамм, и что важнее - занимают очень мало места. С помощью куска рыболовной лески их можно носить на шее как бусы.
Эти мультитулы не идеальны, 5мм шестигранник на Lifu слишком короткий чтобы его можно было использовать, и некоторые другие шестигранники расположены так что при использовании их нельзя сильно поворачивать, что приводит к не очень удобному использованию. Но тем не менее, проявив немного терпения вы сможете открутить ваши болтики.
Итого я считаю эти мультитулы подходят взамен 2й части моего набора. Мне больше нравится Lifu tool, т.к. на нем есть выжимка, но т.к. 5 мм ключик неудобный, в поход я беру оба мультитула.
Третья часть комплекта весит от 0 до 58 грамм. Суммарно все 3 части в худшем случае весят 190 грамм.
Если ваши педали откручиваются с помощью 6мм шестигранника, тогда вам не нужен дополнительный ключ, и суммарно выйдет 132 грамма. Ну и если вы уверены что ваша цепь не порвется (например у меня ни разу не рвалась за около 100 000 км пробега), тогда можно взять только второй мультитул, и суммарный вес будет 88 грамм.
Дополнено 9 апреля 2013: Все-таки я порвал цепь, так что представилась возможность потестировать выжимку на мультитуле - сработала отлично.
Отличный пример работы закона Мерфи - я порвал цепь через пару недель после того как написал что ни разу ее не рвал. Это случилось когда я ехал 600-киллометровый бревет. Одно из звеньев сломалось (и погнулось) когда цепь должна была перескочить на большую переднюю звездочку. Благодаря выжимке и одолженным плоскогубцам мне удалось исправить цепь, и теперь я буду брать выжимку в каждый серьезный тур.
Добавлено (02.06.2014, 14:05)
---------------------------------------------
Педали.
В давние времена при езде на велосипеде я не заботился особо о педалях. Они принадлежат к такому типу вещей о которых не думаешь - ты просто ставишь на них ноги, крутишь, велик едет, потом ты перестаешь крутить, ставишь ноги на землю. Через несколько лет я узнал кое что новое - бывают левые и правые педали. Я был очень горд этим открытием, многие и не знают об этом.
Хотелось бы чтобы моя эволюция остановилась в тот момент. Но, прогресс никогда не останавливается, так что я попробовал контактные педали, упал, и пришел к выводу что они мне не подходят, и я должен остановиться на классических педалях.
Итак, перечислю типы обычных педалей для тех кто предпочитает использование обычные педали, не удерживающие ногу.
Простейшие пластиковые педали для горного велика вы можете купить в большом супермаркете за 5 евро. Они достаточно нормальные, и в плане веса - 280 грамм написанно на педалях, и в плане эффективности. Прорезиненая пластиковая поверхность обеспечивает относительно хорошее сцепление. Они прослужат 5000км без проблем, а 10000 км с небольшим скрипом когда подшипники начнут изнашиваться - это зависит от того как часто вы катаете в дождь. Они идеально подходят как быстрая замена если ваша педаль поломалась в длинном путешествии. Одним из недостатков является поверхность педали, показанная стрелкой. Этим местом можно повредить подошву обуви (если она мягкая).
Чуть лучшим выбором являются MKS MT FT педали ценой около 10 евро (мне их посоветовал один из читателей этого блога). Они легче (250грамм без переднего отражателя), похоже у них лучшие подшпипники, а также их можно снять и поставить при помощи 6мм шестигранника, что означает что вам не нужно везти с собой 15мм ключ (экономия 50грамм веса даже если вы укоротите ключ наполовину). Пластиковые выступы на поверхости заострены, и благодаря этому обеспечивают лучшее сцепление с подошвой обуви, чем первые педали. Их также можно использовать педали с клипсами но без ремешка - ценой 75 грамм веса дополнительного крепления. Но лично я использую педали без контактов. Не только изза веса, а потому что это это очень неудобно вставлять обувь в клипсу, ну и это противоречит желанию использовать обычные педали. Если вы нацелены на то чтобы ваши ноги были свободны без ограничений, не дожлно быть никаких компромисов - ни клипс, ни ремешков, ни контактов, ничего.
Есть различные вариации подобных педалей, например педали фирмы Wellgo с алюминиевым или стальным корпусом. Но они скорее нацелены на использование с ремешками и клипсами, и достаточно скользкие без них. Также они тяжелее, 394г, но похоже у них более качественные и долго живущие подшипники.
Другим вариантом может быть использование педалей с болтиками.
Большинство подобных педалей такого типа слишком тяжелы для путешествий налегке, но есть и исключения. Те что у меня предположительно сделанны из магниевого сплава есть версия с титановой осью (у меня такие), вес 260 грамм - меньше контактные SPD педали. Сменные алюминивые болтики обеспечивают отличное сцепление. Они могли бы стать моими любимыми педалями, если бы не неприятный ньюанс - чтобы их снять и прикрутить назад, нужеш 8мм шестигранник, а у него длина 12 см, и вес 80 грамм. Я использую их на своем дорожном велосипеде, но на туристическом веле использую педали второго типа (MKS MT FT).
Добавлено (02.06.2014, 14:06)
---------------------------------------------
Кроки
Они легкие, примерно 284 грамма пара. На 300 грамм легче чем обычная велообувь. Учитывая что ноги всегда находятся в движении, этот вес весьма значим, так же как например вес колеса.
Кроме того они сделанны из пластика, быстро сохнут, благодаря чем идеально подходят для езды в дождь и при переходе ручьев. В холодную погоду вам придется дополнить их чем-то типа непромокаемых носков, но в большинстве серьезных случаев вам придется делать тоже самое что и с другой обувью.
Кроме вышеперечисленного они обеспечивают хорошую вентиляцию ногам, уменьшая необходимость часто стирать носки. Также у них хорошее сцепление с обычными педалями. Ну и кроме того они стоят около 10 евро.
Из минусов - вероятнее всего у вас будут мозоли при использовании без носков, а также они слишком свободные для пешего туризма.
Впервые я их попробовал в одномесячном туре по африке
В целом они хорошо себя показали. У меня не было особых проблем при больших пробегах за день (до 230 км), либо при езде по грунтовкам, включая крутые до 20 градусов подъемы. Главной проблемой было то что они оказались слишком большими (хотя они и были обычного моего размера), так что ногам было слишком свободно. Я уплотнял их на носке с помощью пластиковых пакетов, либо носил короткие носки и было ок. С непромокаемыми носками они сидят плотно. Так что если берете кроки -берите на размер меньше. Были опасения насчет мягкой подошвы, однако опытным путем установлено - если нога сидит плотно, а педаль достаточно широкая, мягкая подошва - это не проблема.
Так что я считаю что кроки вполне можно расценивать как отличную обувь для походов.
Дополнено в 2011: До меня тут дошло что я писал про кроки в основном чисто для себя, т.к. судя по всему идея кататься в кроках не получила особой популярности. Вероятно потому что они противоречат общепринятому мнению о правильной обуви для катаия, которую я нахожу странной для неспортивного катания. В любом случае добавлю, после мого тура по франции в 2011, 36 дней, 5500 км включая около 140 горок и спусков и бревет париш-брест-париж 1238км за 72 часа, я абсолютно счастлив что нашел эту обувь. Я всегда надеваю носки с ними. Я практически жил в них, т.к. другой обуви у меня не было с собой. У меня не было ни одной судороги, как бывало с другой обувью. Я определенно поеду в них если решу поехать в кругосветку.
Добавлено (02.06.2014, 14:07)
---------------------------------------------
Палатки.
Мой выбор - Minilite Single Wall
Начну с плохого: палатка стоит 21 евро. (примечание бурика - на ебее 55 баксов)
Для тех кто не верит что вы сможете получить настолько много за такие небольшие деньги, можете дальше не читать. Те кто все-таки решит продолжить читать дальше, вероятно также откажутся от этого, прочитав обзоры на amazon.com - там пишут что даже виживший после землетрясения откажется ночевать в ней. Чтож, видимо я слишком безрассуден, т.к я провел в ней уже 81 ночь без каких либо особых замечаний. Даже когда я случайно поломал переднюю рейку, я не стал ее ремонтировать, а просто купил еще одну такую же палатку.
Я считаю эту палатку лучшей по соотношению цена/вес/функциональность, особенно по первым двум критериям. Ее упакованный вес 980 грамм, можно понизить до 900 грамм, если заменить родные крюки на аллюминиевые и обрезать ненужные части типа ремня для переноски, карманы, пластиковые крепления под рейки (удобнее ставить без них), и язычков молний. Если не использовать сумку, можно сэкономить еще 50 грамм. В упакованном виде она занимает 35*15*8 см, включая рейки и крючки.
Палатка позиционируется производителем как двуместная, но это очень оптимистичное заявление. Однако она отлично подходит для одного человека, хотя и не очень большого. Мой рост 183 см, худое телосложение, и спать мне там вполне комфортно. Хотя последнее время, после того как мне исполнилось 50 лет, колени побаливают когда зализаю в палатку и назад. Вход достаточно мелкий, и кроме того загорожен передней рейкой.
Учитывая что это однослойная палатка, вероятно она не продержится ночь под дождем без промокания. Но все что вам нужно в таких случаях - это взять кусок замши и собирать воду, которая обычно собирается по углам. После прохладных ночей также можно вытереть конденсат той же замшей, и потом вытереть ей лицо. Последние версии палатки отличаются от первоначальных, немного усовершенствоали - теперь 2 вентиляционных окна и увеличенный вход с дверь с двусторонними замками. Палатка не стоит свободно, она держится засчет 2х реек - задней и передней, 4х крюков по углам, и 2 веревки спереди и сзади. Пока что у меня не было проблем с установкой палатки на ветру. Главное ее предназначение - обеспечивать убежище на ночь, хотя в ней вы можете относительно удобно сидеть, писать, есть, прееодеваться, чинить колесо. Я не люблю находиться в ней весь день - так же как и в любой другой палатке.
Возможно самое плохое в этой палатке то что она идет с стальными крюками в комплекте. Я заменил их на аллюминивые.
В целом, я рекомендую эту палатку. Она очень легкая, подходит для велосипедистов либо пеших туристов с небольшим весом, которые не сильно парятся по поводу комфорта, и вполне прослужит ночь или две. Единственное что не рекомендую ее крупным людям, т.к. вход достаточно узкий.
Добавлено в декабре 2013
В туре по вьетнаму и китаю я понизил вес палатки до 800грамм за счет использования аллюминивых реек вместо реек из стекловолокна.