Главная » 2014 » Июнь » 23 » Свеча памяти 2014
16:55
Свеча памяти 2014

Второй год подряд Велоклуб пригласили принять участие в акции «Свеча памяти 2014» приуроченной ко Дню Памяти и Скорби – 22 июня. Организаторы: общественные организации «Русский историко-патриотический клуб» и «Август» в рамках совместного проекта «Шаг к Победе» при поддержке посольства Российской Федерации, 

В данном мероприятии мы принимали участие в прошлом году и нам очень понравилось. В этом году решили не оставаться в стороне и также принять участие. Тем более что программа была более интересная и увлекательная, включающая в себя выступления военных историков, творческих коллективов, демонстрация архивных фото- и видеоматериалов, элементов вооружения кавалеристов, исполнение военных песен под гитару, приготовление фронтовой каши. Кульминацией акции стало выступления  всадников конно-спортивного клуба «Импульс», которые продемонстрируют различные элементы выездки и спортивных трюков на лошадях.

Мероприятие проходило на территории Молдовы, на 37 км трассы Кишинёв – Оргеев, у памятника воинам-кавалеристам 2-го кавалерийского корпуса имени Совнаркома УССР. 

Планируя маршрут, мы рассматривали два варианта. Первый предполагал добраться до места своим ходом через Кишинёв или через Старый Орхей, а второй вариант вечерним дизелем добраться до Кишинёва и оттуда своим ходом к назначенному месту, а назад в обратной последовательности. Учитывая расстояние первого варианта (приблизительно 90 км в одну сторону) и то, что после бессонной ночи придётся крутить педали обратно. Мы решили ехать вторым вариантом, потому что не всем желающим было  под силу преодолеть расстояние первого варианта. 

Так вот, 21 июня 2014 г., в 16:00, выезжаем с Тирасполя в составе 4-х человек (Олеся, Яна, Дима и я) на вечерний дизель, который отправляется с Варницы в 17:00. Не много ранее, в 9 утра, выехали своим ходом Юра и Антон. 

По пути в Бендерах встретили Рому, который также ехал на мероприятие. Подехав на ж/д станцию Варницы дизель нас уже ждал. Мы заняли свои места, а велосипеды закинули на верхнюю полку. К дизелю также чуть позже подъехали Миша, Леонид и Андрей. Увидев в окне ещё двоих велосипедистов, я у них поинтересовался куда едут, на что они мне ответили, что сами точно не знают. Просто ребята (Виталик и Саша) сели на велосипед, взяли собой тур.снаряжение и поехали куда глаза глядят. Я им рассказал наш маршрут, и они решили поехать с нами. Вместе ведь веселее. Перед самым отправлением буквально «вбежал» Вадим в вагон весь запыханный, т.к. опаздывал пришлось бежать. 

Двери закрылись, дизель тронулся.  Дорога не столько длинная была сколько продолжительная по времени. По пути Вадим мне объяснил, как выезжать с Кишинёва на Оргеев, потому что дорогу не знал. 

По прибытию в Кишинёв мы обнулили велокомп, т.к. на мы примерно должны были остановиться на 37 км по трассе Кишинёв - Оргеев. Выстроились в колонну по одному. Выходя с автостанции, повернулись направо, сели на велосипеды и поехали. Проехали под первым мостом, потом заехали на второй мост и повернули направо в сторону цирка. Впереди нас ждало 3 круга. На первом кругу повернули во второй поворот, на втором кругу в третий поворот, на третьем кругу повернули в первый поворот и далее прямо по указателям на Оргеев. 

Ну вот, первый подъём дался нормально, не крутой, но затяжной. Но после подъёма такой был великолепный спуск, да и ещё по отличной дороге. Мне удалось накатом набрать 51 км/ч. Вся дорога в сторону Оргеева была отличной, просто мечта для шоссеров. 

Потом ещё один подъём преодолели. Самым крутым и затяжным оказался в с.Пересечено. Его длина составила 2,5 км. Не знаем что делать  и уже решили, что ребята двигались куда глаза глядят и наверно куда-то свернули. Подумали, что так не делается, хоть бы предупредили. 

В это время у Миши спускает колесо, которое недавно клеили. Я вспомнил велопробег на 9 мая, когда мучились с колесом Вани. Растворитель в зелённом тюбике, на который клеили латки, их просто не держал и колесо через время спускало. Помня этот случай, я на рынке запасся обычным резиновым клеем. Колесо переклеили и до конца покатушки колесо больше не спускало. 

Тут мы видим маячки. Как оказалось это ребята, которые заплутали. Оказалось, что у них при подъёме в гору порвалась цепь и пришлось просить к местным оказать техпомощь. Благо нашли трёх местных мужиков, которые с радостью помогли. 

Теперь все в сборе и отправились дальше. Нам примерно осталось преодалеть 5-7 км. Температура ночью стало опускаться и мы это сразу почувствовали. Этот фактор очень сдерживал нашу скорость на спуске. Казалось, что трясёт вместе с велосипедом. Спустившись мы начали прикидывать по карте наше местоположение. Определились, что осталось чу-чуть, накинули на себя ветровки и штаны и продолжили путь. 

Наконец-то, вот они. С дороги очень хорошо просматривался экран, на котором крутили исторические хроники Великой Отечественной войны. Так как мы приехали поздно, то многое пропустили. Нас встретил Василий (руководитель ОО "Август"). Он с сожалением, сказал нам, что х мы так долго ехали, пропустили половину мероприятия. Ну что ж, так получилось, дорога. Это нас не расстраивало. Нам показали где лучше разместиться. И только двигаться к месту нашей "дислакации", к нам на встречу выходит Антон и Юра. И тут мы и обнялись и "расцеловались", пустили слезу от счастья, что друг друга увидели. Как оказалось Антон и Юра приехали на минут 40 раньше нас.

Мы разместились, разложили свои сухпайки и принялись ужинать. К этому времени была приготовлена обещанная организаторами настоящая солдатская каша на костре. Нам казалось тогда, что вкуснее ничего нет. 

Приятно было услышать, как с сцены организаторы объявили о приезде нашего Велоклуба "Покатушки".

После плотного ужина, подошли к костру, у которого собрались разные люди, но с одним желанием, послушать и исполнить под гитару военные песни. Первые полчаса наши велосипедисты проходили адаптацию, а потом взялись за гитару и пошли песни от души и за жизнь. 

Ранее мы в походах слушали исполнение "А капелла" Антоном, где ему нет равных. В этот раз с нами был бард Михаил, которого активно в песнопениях поддерживал Андрей. 
Так что у нас в этом походе получилось два в одном "А капелла" Антона и игра на гитаре Михаила  smile  "А капелла" Антона, а именно исполнение песни "День Победы" забивала всех гитаристов у костра  biggrin  

Время пролетело быстро. Наступает рассвет. нас всех попросили подойти к памятнику установленного в честь воинов 2-го кавалерийского корпуса имени Совета Народных Комиссаров Украины. Зажгли свечи. Алексей (руководитель Русского историко-патриотического клуба) и Василий (руководитель поискового отряда "Август") напомнили о подвиге наших предков, после чего мы поминули их минутой молчания. Возложили цветы и свечи к памятнику. 

Не много огорчило, то как относятся к памятникам ВОВ в Молдове. Явное и осознаное искажение истории заинтересованными людьми и силами. Как рассказали нам организаторы, то этот памятник хотели свалить, но в своё время делали основательно и крепко, как-будто знали, что придёт время, когда глупцам в голову стукнет свалить этот памятник. Этот памятник свалить вандалам не удалось, но они его очень сильно попортили. Перед мероприятием организаторы восстановили данный памятник и очистили прилегающую территорию от зарослей. Шоком для меня было услышать, что рекомендовали при восстановлении надписей на памятнике не употреблять фразу "румынские захватчики", иначе обязательно этот памятник обратно подвергнется нападению вандалов. 

Сделав несколько фотографий, мы начали собираться в путь. Все ребята с поляны погрузились в автобусы и поехали возлагать цветы в Иванчу.  

Саша и Виталик остались поспать, а мы в 05:00 отправились на утренний дизель, который отходил в 8:30 с Кишинёва. Дорога после бессонной ночи не такой простой оказалось, но с утречка была приятная прохлада. По пути был великолепный вид на природный ландшафт. 

К дизелю мы приехали за 1 час до отъезда. купили билеты, уселись, разложили велосипеды по полкам и поехали. Даже удалось поспать в дизеле. Сон был настолько крепким и сладким, что казалось мягче деревянных скамеек быть ничего не может. 

По приезду домой чувствовалось приятная усталость и воспоминания о прошедшей ночи. 

Организаторам мероприятия, хотелось бы выразить огромную благодарность за приглашение и радушный приём. Молодцы, что пытаются сохраняют историю и память о подвигах наших дедов и прадедов. 

Так получилось, что практически ничего мне не известно о том, как мой дед воевал. Василия попросил найти путь полка в Ясско-Кишинёвской операции, в котором проходил службу мой дед.  Так что ребята, если кому нужна информация о ваших предках и их подвигах, то можете обращаться в Общественную организацию "Август", которые по возможности помогут восстановить историческую хронику событий, которые коснулись ваших предков в ВОВ. 

__________________________________________________

Ранее писало о том, что Антон и Юра поехали своим ходом. Ребята дали своим подвигам описание. 

Весёлый старт. Свежие силы.

     В начале недели были проблемы с сайтом покатушек. Зайти на него не удавалось. Но, к счастью, интернет – не единственный способ для общения людей. По другим средствам связи, я узнал, что в воскресенье состоится велопробег с тематикой годовщины начала Великой Отечественной Войны. Очень хорошая идея кишинёвских общественных организаций, напоминающая потомкам о подвиге предков.
     Мнения, как добраться до места проведения – обелиск павшим воинам, 37 км от Кишинёва на северо-восток Молдавии, сводились к одному – своим ходом интереснее. Поскольку самый лёгкий и короткий вариант – 120 км асфальта за один день, - трудноватый для некоторых наших друзей, был рассмотрен вариант «дизель». Этот путь выбрали для себя большинство участников вело-ж/д-пробега. Выносливые проявили благородство и опеку, присоединившись к молодым. Но из всей честной компании, как всегда такое случается, выделилась парочка эгоистов с сепаратистскими настроениями, решивших ехать своим ходом! Это были Юра и Антон. Поехали!
      Маршрут выбрали по правому берегу Днестра. Вариант по левому берегу до Дубоссар Юрик назвал «грустным». Голая трасса, обдуваемая ветром, с пролетающими по ней автомобилями, визжащими моторами. С Юрой трудно было не согласиться. Путь был проложен вдоль Днестра, по правому берегу. Отъезжать от реки мы начали только после курортного местечка Вадулуй-Водэ.
     К месту встречи мы оба приехали немного раньше назначенного времени. А это говорило о том, что поездка была желанной! Встреча была назначена на 9.00 утра. Юра приехал с большим баулом на багажнике и хорошим настроением. Но, не смотря на Юрин баул и наше настроение, мы потеряли 30 минут времени за обсуждением маршрута и согласованием нашей возможной встречи с основной группой. Маршрут был определён. Тирасполь–Бендеры–Варница–Гура-Быкулуй–Телица–Шерпены–Вадулуй-Водэ–Иванча–место проведения мероприятия (поворот на Иванчу с трассы Кишинёв-Сороки). Старт!
     Примечательно, что в эту покатушку у нас был усиленный набор гаджетов. Юра взял свой фотоаппарат, - я вооружился видеокамерой. Интересные моменты были запечатлены на память. Стоя на мосту через железную дорогу, у Бендерской Крепости, я снимал живописные виды на Крепость, ров, Днестр, мосты через реку, пост миротворческих сил. Этакое смешение деятельности человека на планете Земля. Речные берега, не совсем тронутые человеком, рукотворные крепостной ров и стены с многовековой историей,  железная дорога, мосты современной постройки, оружие и военные, обеспечивающие мир в регионе. И тут неожиданный окрик: - «Нельзя снимать!!!» Оборачиваюсь – дачник-пенсионер на велосипеде с лопатой предупреждает меня о запрете съёмки военного объекта. Зачехлили с Юриком гаджеты, поехали дальше.
     На пункте пропуска «Варница» служащие поверили в нашу приднестровскую прописку, пропустили нас практически без остановки. Село Варница. Мне вспомнилось, что для пополнения провизии, необходимо разжиться леями. Зайдя в несколько обменных пунктов, понял, что находимся в сельской местности. Ни один обменник не работал. Но Юрик оказался запасливым хлопцем и обрадовал наличием леев у него. Впоследствии, я искал глазами обменные пункты по всему пути нашего следования, но нигде мой карман не стал богаче на леи. Так, не потратив ни копеечки, я всё время находился на иждивении у моего щедрого спутника.
                                                              Жёлтая кепка.

      На выезде из Бендер, после микрорайона «Северный», бравые ребята, немного унылые от несения однообразной караульной службы на миротворческом посту, проводили нас своими взглядами. Во времена, когда родители моего попутчика раздумывали над тем, как назвать будущего сына, микрорайон «Северный» был промзоной. Несколько крупных заводов. Сейчас, проезжая через промзону-призрак советской индустрии, я увидел работающий асфальтобетонный завод. Причём было это в субботу — выходной день. А значит, что-то ещё положительное, кроме походов выходного дня, в нашей жизни происходит.
     Мы выехали из города. Перед нами открылся вид на село Гура-Быкулуй, реку Бык, впадающую в Днестр, мост у села Бычок, озеро Салаш. В долине между этими объектами местные жители занимались обработкой своих земель. В современной Молдове есть частная собственность на землю. Земледелие и животноводство — основные источники дохода, не считая заработков в Европе и России. Пока мы доставали свои гаджеты, к нам подъехал мужик. «Смотри, Антон! Это ты! Лет через пятьдесят!» - сказал Юрик. Мужичок был в жёлтой кепке и на велосипеде. Он оказался ветераном труда железной дороги. Мы взяли у него короткое интервью «Как проехать в Телицу». Телица — это наш следующий  пункт после Гура-Быкулуй. Наш собеседник оказался общительным, добродушным дядькой с чувством юмора. Он дал нам необходимую информацию. По нему видно было, что встреча с нами оказалась приятной для него. Не садясь на велосипед он сошёл с дороги в поле и с улыбкой на лице начал окучивать кукурузу. Теперь мы знаем, где можно будет разжиться свежими качанчиками по урожаю. А Юра, тем временем, непременно проголодавшись, открыл свой необъятный баул и стал делиться со мной запасами изюма и булочек. Подкрепившись, мы поехали дальше. 

                                                       Гура-Быкулуй. Икра.

     Вариантов было два. Быстрый - по хорошей известной дороге, в объезд Гура-Быкулуй. Медленный — по плохой неизвестной грунтовке сквозь село. Мой поевший друг молод и любознателен. Я не смог отказать ему в его стремлении увидеть сельские пейзажи и познакомиться с укладом жизни на селе. Мы поехали через село. Центр села представляет собой перекрёсток. Главные достопримечательности — колодец внутри большой округлой беседки и церковь. Церковь в хорошем состоянии, ухоженная. У нас случилась короткая остановка для фотографирования. «Смотри, Антон! Девочка с икрой!» - крикнул мне Юра. Обернувшись, я увидел молодую беременную женщину. Так началось моё знакомство с диалектом современной молодёжи. Далее мы свернули в неверном направлении и оказались на местной ферме. Теплицы и какая-то переработка, напоминающая мельницу. На улице никого не оказалось. Зайдя внутрь, увидел бурную производственную деятельность и запах муки. От чего и сделал вывод, что это мельница. Мужик вежливо вывел меня наружу, объяснив, что здесь нельзя находиться. Объяснил как нам проехать. «По бетонке — быстрее и лучше», - сказал он. «Там не интересно», - ответил мужику Юрик. Под собачий лай местных дворняг мы поехали искать грунтовку. Мужик попрощался с нами, пожелал удачи. Мы поблагодарили его за совет. «Мог бы и огурцами угостить» - подумал я про себя.

                                            В поисках Телицы. Луковое поле. Молоко.

   Следующий населённый пункт, в который нам надо было попасть согласно нашему маршруту — село Телица. Сначала была песчано-гравийная грунтовка, по которой мимо нас проехал не один самосвал со строительными грузами. То есть дорога была в неплохом состоянии. Далее нас ждал чернозём с прошедшими недавно дождями. Нам пришлось почувствовать на себе все прелести спортивного состязания по триатлону. С переплывами через лужи и переносами велосипедов на себе. Но даже большой баул моего юного друга не мог испортить его настроения. Проехав ещё какое-то время по такой дороге, мы оказались у перекрёстка. И тут, как в русской сказке. Налево пойдёшь — прямую бетонку  найдёшь. Направо пойдёшь — неизвестность найдёшь. Ну, выбора у нас не было )), мы поехали направо. Проехав несколько километров, увидели ветхое строение и одинокого пастуха с баранами, который, судя по внешнему возрасту, приходился прадедушкой нашему недавнему встречному в жёлтой кепке. Его мы ни о чём не спросили, шли на скорости. Дорога переходила в спуск. Круче и круче. Юрик на своём внедорожнике ушёл вниз с криками - «Классный спуск!!! Сюда бы отдельную покатушку устроить!» Только я его и видел )). Когда до конца спуска мне оставалось четверть пути, я увидел его возвращающееся улыбающееся лицо. «Там тупик» - сказал он. Мы уткнулись в Днестр. Было это, примерно, напротив Красногорки. Дальше дороги не было не влево, не вправо. Теперь надо было преодолеть подъёмчик, который так понравился во время спуска «джиперу» Юре )). Поднялись. Праотца с баранами уже не было видно. Мы выехали в поле. Без указателей и направлений. Ориентир один — вдоль Днестра! Едем. Хорошая грунтовочка. Красивые пейзажи. Неожиданно открылся вид на большое село. Мы стояли на высоте и не могли понять, что это. Обрыв был настолько крут, что мы не могли видеть Днестра, протекающего совсем рядом под нами. Когда всё таки мы увидели воду, поняли -  перед нами Спея. Но где же Телица?! Применили в очередной раз гаджеты, глотнули воды, поехали. И тут наша дорога стала постепенно сужаться, колеи стало почти не видно. Дорога перешла в тропу. Тропа в траву. Трава всё выше. Пока трава была по колено, ехать было можно. Когда она стала по пояс, ехать было можно без улыбки. Когда трава начала задевать мою кепку, остановившись, уже трудно было тронуться, не смотря на улыбку )). А Юра ехал впереди и кричал - «Что делаем!? Едем дальше или что!?». И тут я понял, что если его не остановить, то мы потеряем навсегда пилигрима в степях. «Возвращаемся!» - крикнул я. Развернув велик, ехать в обратном направлении, не получилось. Трава была примята в обратную сторону. Приходилось «чесать против шерсти». Шерсть была всюду. В носках, в кедах, в звёздочках, в крыльях. Вернувшись на небольшую развилку, мы ушли по направлению к бетонке. Отъехав таким образом от Днестра метров пятьсот, мы оказались у очередной полевой дороги. Поехали по ней. Тут, на луковом поле, увидели бригаду. Человек двадцать. Все женщины. Годятся Юре в мамы и бабушки. Когда мы сравнялись с ними, они как раз уходили с поля в тень, обедать. Мы спросили у них, как проехать к Телице. «Телица!?» - сказала одна из них. «А где это!? Мы не знаем такого села, мы не здешние» - отвечали другие. И вдруг, среди этого женского мудрого возраста, выделился молодой нежный голосок - «Вам всё время туда!» - показала направление молодая девушка, которая со своей стройной фигурой по непонятной причине оказалась среди этого танкового батальона. Вместо благодарности, мы предложили ей проехать с нами. Ехать на моём багажнике она отказалась. На Юрином джипе тоже. Тут я обрадовался, что дело не в том, что я старый, а просто сегодня у девушки настроение поработать на поле, а не попутешествовать с двумя парнями. Надо было красиво уйти. Тогда нам ничего не оставалось, как попросить лука на обед, что и было сделано. На что был получен ответ старейшин бригады - «Нам не жалко, берите. Но зелень опрыскана  сильным средством». Правда это или нет, мы проверять не стали. Туалетной бумаги у нас было достаточно. Но терять время на её применение перспектива не из приятных. Пожелали здоровья нашим провожатым и двинулись дальше. Дорога менялась с грунта на чернозём, с чернозёма на грунт. Впереди показалось село. «Неужели Телица?» - думали мы.. Тут из-за поворота вышел мужик с ведром. Разговор с ним оказался долгим. Он рассказал нам историю села в советское время, о качестве сельских и полевых дорог того времени, путниках, которых он, как и нас, то и дело встречает, где находится колодец в селе, как проехать до Шерпен и Шерпенского плацдарма. Мужик был с неполным, но всё таки не пустым ведром. А перед нами была Телица. Довольные, что приехали туда, куда ехали, мы отправились скорее к колодцу. Село встретило нас парными запахами жизнедеятельности скота, бывшей когда-то асфальтированной дорогой и долгожданным колодцем. Умывшись, подкрепившись, пополнив запасы воды, двинулись к следующей точке маршрута — Шерпены.
     Проехав по Телице, после колодца, мы не останавливались. Выехав из села, попали на грунтовую дорогу. Здесь было пастбище. Местные доили коров прямо на поле. Встречались и доярки и дояры. Причём дояров не меньше, чем доярок. Запах свежего молока и звук удара струи молока о ведро, не смогли меня не остановить меня. «Продай молочка!?» - спросил я парня лет двадцати семи, ловко натягивающего кончики вымя коровы. «Нет» - хмуро и без объяснений, не отвлекаясь от своего занятия, ответил он. «Нет и нет» — подумал я про себя, - и поехал дальше.

                                                 Шерпены. Плацдарм.

     Снова асфальт. Крутой подъём на самой пониженной передаче. Много самосвалов с грузами для строительства дорог. Красивые виды на Днестр, долина реки, сёла на левом и правом берегу. Молдавская Спея. Так прошли ещё немного пути. Наши встречные говорили о том, что указатели на Шерпены есть. Ни одного указателя мы так и не встретили. Проезжая перекрёсток после молдавской Спеи, остановились. Посмотрели карту. Не смотря на отсутствие обещанного указателя, проанализировав карту, свернули в поворот на этом перекрёстке. Асфальт. Всё те же самосвалы. Где-то рядом карьер. Один из тягачей с прицепом настолько быстро и близко пронёсся навстречу мне, что я не заметил, как потоком воздуха снесло мою кепку. Сразу останавливаться не стал, в надежде, что Юрик подберёт её. Но молодость и эгоизм где-то рядом )), поэтому мне пришлось возвращаться за кепкой. На мои впечатления о снятом с меня головном уборе, Юрик ответил - «Он так сильно проехал, что в мои глаза, даже через очки ударил воздух, и мне пришлось их закрыть». «Отмазался» — подумал я ))). После очередного подъёма перед нами был знак - «Шерпены». Стела мемориала одноимённого плацдарма виднелась неподалёку. Хорошее асфальтированное покрытие привело нас прямо к воротам памятника-комплекса. На удивление, монумент оказался в очень ухоженном состоянии. На переднем плане, перед входом на территорию комплекса, парковка для автомобилей, мест на пятьдесят. Затем главный вход. Ворота и забор чёрного цвета, из металла, украшены знамёнами, звёздами и венками, также вылитыми из металла. Юра проскочил первым в калитку для пешеходов. Пока я разглядывал округу, он уже колесил по самому комплексу. У калитки строение с охранниками. На видном месте объявление – вход платный, 3 лея. «Это, наверное, для туристов, иностранцев, экскурсионных групп и прочих тугих кошельков» - подумал я, поздоровался с охранником, и прошёл не останавливаясь. То и дело, сквозь пробелы между деревьями и строениями мемориала, проглядывался проезжающий туда-сюда Юра. Центр комплекса выполнен в виде круговой площадки с газонами, декоративными елями, кустами, туями и прочей флорой. По линии главной окружности расположены гранитные плиты с наименованиями армий, дивизий, корпусов и других подразделений, участвующих в боях при Шерпенском Плацдарме. В центре — главный объект мемориала — стела. Две прямоугольные колонны, уходящие в небо, соединяющиеся на верху аркой. К низу арки подвешен колокол. Надпись на верхней части арки -  «Героям войны — слава». Арку венчает крест. У основания стелы, на постаменте, - вечный огонь. Языки пламени шумят на ветру, тем самым напоминая о себе не только цветом одной из полос Георгиевской ленты. Вокруг огня венок, вылитый из бронзы. 
     Плацдарм при Шерпенах был одним из главных, на ряду с Кицканским, при проведении Ясско-Кишинёвской операции. При форсировании Днестра со стороны села Буторы, в боях за Шерпенскую высоту, Советские войска понесли большие потери. Массовые захоронения погибших солдат были обнаружены в окрестностях плацдарма. В конце 80-х годов было начато строительство мемориала. В 90-ые годы стройка была заморожена. Окончено строительство было только в 2004 году. Надписи на гранитных плитах: «Прокляните войну, люди Земли», «Нет силы, которая могла бы высушить слёзы матерей, чьи сыновья погибли на войне», «Эхо войны до сих пор ещё живёт». Такая атмосфера царит на территории этого исторического памятника. 
     «Антон! Хорош там стоять! Иди лучше полюбуйся сюда!» - звал меня мой юный спутник. На заднем плане комплекса смотровая площадка, выполненная в виде полукруга. С неё открывается вид на Днестр, долину у левобережного села Буторы. В этом месте река настолько петляет, что наступает уверенность присутствия острова. Но острова нет.
«Самая петляющая река в Европе!» - ответил нам на вопрос об острове человек на смотровой площадке. Мы пообщались с ним минут пять, он рассказал нам о Шерпенах, плацдарме, реке, мемориале. Когда мы прощались с ним, оказалось, что это тираспольчанин, живёт на Балке. Когда он узнал, как мы добрались сюда, его изумление было не меньше, чем для нас новость о том что под нами не остров, а петляющий Днестр. 
     Желудок Юры, да и мой тоже, прилипал к позвоночнику, время было около 15.00. Вокург памятника-комплекса разбит парк с прогулочными дорожками. В одном из таких уголков, мы нашли стол со скамейками. Трапеза нас порадовала. Курица, овощи, брынза, фрукты, свежеприготовленный горячий чай, - изрядно подкрепили нас. Впереди у нас было километров шестьдесят, не меньше. Пообщавшись на разные темы за обедом, мы двинулись дальше. 

                                               Сокращёнка или петля. Жбан.

     На главную трассу пришлось возвращаться по той же дороге. Шерпены находятся в «аппендиксе». Около 10 километров пришлось давать «кругаля». Проехав немного по асфальтированной дороге, мы оказались на очередной развилке. Вправо, к Днестру нам совсем не надо было. С этой точки наш путь отходил в сторону от берега. В следующий раз увидеть Днестр нам предстояло у населённого пункта Вадулуй-Водэ. А здесь, у нас было два варианта. Прямо — по дороге, чётко проложенной на карте. И налево, - по грунтовке неизвестного качества, прерывающейся на карте на полпути. Объездная известная, в виде петли, должна была оказаться километров на 10-12 длиннее. Сокращёнка и петля, судя по карте, должны были сойтись в селе Балабанешты, а оттуда 5-6 километров до Вадулуй-Воды. Непонятно, что нас привлекло больше, короткий путь или неизвестность, но мы соблазнились на сокращёнку! В путь. 
     Сначала дорога радовала. Пологий длинный спуск вдоль полей. Затем грунт стал переходить в чернозём с  ямами и глубокой колеёй. Здесь мы увидели несколько диких птиц и зайца. Он выпрыгнул у меня из под колеса, хвастаясь своими длинными ушами, а затем прыжками ушёл в лес. И тут нас ожидал главный сюрприз. Дорога, как и было показано на карте, прервалась. Вся эта местность,  внутри петли, по которой мы не поехали, представляет из себя прямоугольные поля, обрамлённые лесополосами с дорогами вдоль них. Так нам и пришлось двигаться. То влево, то вправо, то прямо вдоль лесополос. Иногда случалось назад! В этом одиночестве и блуде, нам встретилась компания, отдыхающая на берегу небольшого озера. Вообще, с кем мы ни встречались по дороге, оставляли у нас хорошие впечатления и плодотворные беседы. Эта же компания, была совсем не такая. Несколько язвительных шуток, в ответ на наши вопросы, напоминания о фронте, проходящем неподалёку (92-ой год). Ну и, примерно, в таком духе. Интересно остановиться на внешности персонажа, который извлекал из своего горла, эти недоброжелательные разговоры. Ростом выше среднего. Голова лысая. Он стоял профилем ко мне. Его туловище и голова напоминали мне две полугруши. Одна половина груши, разрезанная вдоль сверху вниз, — это его лысая голова, другая, — его туловище.   Туловище представляло собой жбан, литров на сорок, в который было влито стакана три вина, пока  длилась с ним беседа. Рядом с этим человеко-овощем стоял товарищ в плавках. Товарищ был не столь сильно расслаблен нарзаном, с более человеческой фигурой. Он дал нам немного информации, которая помогла нам удалиться от этой «приветливой» компашки. 
     Дальше наши угловатые движения вдоль полей продолжились. Мнения  о верном направлении немного разошлись. Меня, развращённого жизнью авантюриста, тянуло то влево, то прямо. Юрик же, который ещё недавно рисовал контурные карты за ученической партой, - стремился вправо. В конце концов, наши поступательные перебежки, привели нас к полузаброшенной неработающей насосной станции. Там нас встретили лаем собаки. А после, к нам вышел смотритель этого сооружения. Он оставил свою даму, с которой мило выпивал вино за столом, и в домашних тапочках, с улыбкой, поприветствовал нас на нашем общем родном языке. Показал нам верную дорогу и пожелал удачи. В итоге, мы увидели вдалеке долгожданные Балабанешты. В нашей дискуссии, куда ехать, оказался больше прав Юра, чем я. Но, если бы мы всё время ехали только в его направлении, то мы бы всё равно приехали не туда. Так что, не зря нас оказалось двое на этой дороге. Наш симбиоз оказался нам на пользу. Мы сделали небольшой привал у вишнёвых зарослей. Подкрепились освежающей ягодой и начали спуск. Спуск был настолько долгим и крутым, что я думал, что мои тормоза сейчас загорятся. В итоге оказались в Балабанештах. При подсчёте сэкономленного километража, оказалось, что мы проехали этим угловым маршрутом намного больше, чем ехали бы по петле. Но мы пилигримы!
    Далее мы благополучно приехали к следующим точке — Вадулуй-Водэ. В разрекламированном кишинёвцами курорте, я не увидел ничего сверхъестественного. Было огромное желание искупаться на знаменитых Вадулуй-Водских пляжах, но наша дорога не проходила непосредственно через них. Мы не стали терять время, и остановились лишь съесть мороженного. Мороженное было очень кстати.

                                                   На Иванчу. Охринча.

     Далее было село Слободзея-Душка, где добрый дядька, родом из Григориополя, женившийся на местной, рассказал нам, как быстрее добраться до конечной точки — села Иванча. Вновь мы срезали петлю, сокращаю трассу, не заезжая в Криуляны. Здесь грунтовка была более благосклонна к нашим ногам и колёсам. Мы действительно много сократили. По пути встретили пару пенсионного возраста. Мужчина рассказал Юрику, правильно ли мы едем, Юрик с ним согласился. А мне в это время случилось общаться с супругой Юриного собеседника. Узнав, откуда мы едем, разговор плавно, но предсказуемо, перешёл в русло политики. В чём-то мы согласились друг с другом, в чём-то нет. Так было потеряно 30 минут светлого времени. А запад небосклона уже краснел от захода солнца. Мы пожелали здоровья нашим встречным и расстались на хорошей ноте. Далее, на очередной развилке, мы остановились поглядеть на карту. Тут, проезжающая малолитражка, остановилась метрах в тридцати от нас. Сдала назад. Поравнялась с нами. За рулём был парень лет тридцати. «Вы знаете, как вам дальше ехать?» - с небольшим акцентом, спросил он. «Да!» - сказал Юра. Добродушный паренёк тут же добавил уверенности в наше направление. Покатили дальше. Впереди было село Охринча. Читая с латиницы, мы как только его не называли — Охринця, Охриница. Дальше я понял, почему правильное название — Охринча. Село находится на дне большой кастрюле, в яме. Спуск к нему напомнил мне спуск в Сороках к памятнику «Свеча». Я на короткое время почувствовал себя горнолыжником на спуске. Проехав это спуск, мы почувствовали себя совсем Охринчанами. А затем, вдобавок к охринченению, на одном из перекрёстков, Юра чуть не сбил лошадь с повозкой. Животному повезло )). При выезде из села был крутой подъём по грунтовке с галькой, щебнем и песком. И далее нас ждал последний рывок. 22 километра от Охринчи до Иванчи по такой «хорошей» дороге. А сумерки уже начали переходить в ночь. Таким образом, часа полтора, пара остановок, заносы на дороге, спуски подъёмы,  и мы добрались до Бранешт. От Бранешт до Иванчи 6 километров. Спуск к  Бранештам начался с гладкой дороги. Фонарей у нас не было одето, и я сначала даже не понял, что под нами асфальт. Настолько привыкли к «весёлому» грунту. По темноте спускались в неизвестность. Юра оторвался вперёд. Тут я услышал его довольный крик - «Урарраааа! Бранешты!». Не успел я остановиться на повороте, как Юра уже спешился и побежал в магазин. Девочки закрывали двери, конец рабочего дня. Минутой позже, и мы остались бы без кефира, печенья и бананов. 
                                                     Виртоухая уховёртка.  

   Ночная погода больше становилась похожа на осень. Кофта Юры была у него под рукой. Мои же вещи были далеко. Так, в неравном температурном режиме, одев фонари, съев бананы, мы поехали навстречу Иванче. Холодно, вода закончилась, вокруг темно..., но ехать надо )))). Договорились встать у ближайшего колодца. Остановились. Набрали ведро воды. Юра посветил внутрь ведра. «Эту воду пить опасно!» - сказал он. «Почему, Юра?» - спросил я. «Винтокрылые уховёртки!» - ответил он. Здесь я понял своё невежество в ботанике и прочие пробелы школьной программы. «Эти насекомые могут залезть ночью в ухо и съесть мозги!» - пояснил отличник Юра. Мне ничего не оставалось, как поменять воду. Жажда была уталена.  
     Выехали из Иванчи. До долгожданного  поворота, где было место проведения события — цели нашей поездки, оставались считанные минуты. Едем. Неожиданно нас обгоняет что-то тёмное, без освещения. Когда это пятно попало под лучи наших фонарей, Юра сказал - «Антон, прикинь, как мы устали...» - и тут я увидел, что нас обогнял велосипедист с пассажиром на раме. Обгонял так, как будто мы стояли на месте...

                                              Приехали. Встреча. У костра.

     Указатель, поворот, ещё поворот, снова указатель. И наконец! Поляна, большой экран с проекцией видеороликов, люди-зрители на траве, кто лёжа, кто полусидя. Ура! Мы добрались. Нас сразу встретил дядька в тельняшке и с шашкой. Это был один из организаторов. Рассказал где мы можем расположиться и какая дальше программа. Мы прибыли около 23.00. К нашему изумлению, основная группа ещё не прибыла. И если в продолжении нашего пути мы задавались вопросом, почему нам никто не звонит, то теперь мы уже переживали — где наши?! Потом к нам подошла Светлана из Бендер, которая знает Игоря. Познакомилась с нами, угостили друг друга чаем и другими напитками. Светлана убежала спать в автобус. Прошло ещё какое-то время, и на дороге появилось множество светлячков. Это были наши земляки из «дизельной» группы. Приехали.
     Обменялись новостями, расположились к столу. Стол наш был самим изобилием. Маруся, она же Оля, наготовила кучу вкусностей. Другие ребята достали ещё всякой снеди, закусок и напитков. Обедо-ужин был знатен. Наелись.
     А у костра уже зазвучала гитара и песни. Мы перешли туда. Почувствовать всю прелесть походной жизни. В основном это был репертуар Высоцкого, походные песни, русский рок. Ребята из нашей основной «дизельной» группы напару исполнили несколько композиций. Пели хорошо. 
     Кульминация. Так совпало, что после исполнения песни «День Победы», время пробило зажечь свечи. Организаторы раздали свечи. Неспящие почтили память павшим воинам, стоя у памятника кавалерийскому подразделению, державшему оборону на этом рубеже. Так, неожиданно, совсем рассвело, запели птицы и мы засобирались. Через какое-то время, все уже были готовы в путь.

                                                             Возвращение.

     40 километров до Кишинёва оказались интересными. Недавно построенная дорога хорошего качества. Холмистый рельеф. Затяжные спуски. Утренняя прохладца. К дизелю успели вовремя. В вагоне, кто спал, кто общался, кто ел, кто слушал музыку, кто танцевал. Но у всех было хорошее настроение. В Бендерах выгрузились на перрон. Ещё 20 километров, и дома. Общий пробег за бессонные сутки составил 200 километров. Так долго и много я ещё не ездил...   

 

Фотоотчёт:  https://yadi.sk/d/0SxhGTo4USJiG

https://plus.google.com/u/0/photos/100943711790833542559/albums/6028372694559821233

статья о мероприятии от организаторов  http://august.md/video/negasimaya-pamyati-svecha.html

газета "Русское слов" о мероприятии http://www.russlovo.md/uploads/files/475-27-06-2014.pdf

Просмотров: 1555 | Добавил: pokatushkin | Теги: велотуризм, ночная покатушка, Великая Отечественная война, велопробег, велосипедисты, 22 июня, свеча памяти, 1941 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 3
2 Filin  
0
Добавлю ещё ссылку на фотки Юрика - иллюстрации к отчету
https://plus.google.com/u....6790209
и ссылку на обсуждение на форуме
http://pokatushki-pmr.ru/forum/29-156-5

1 Filin  
0
Потрясающий отчет! Интересный, живой, а главное с юмором и на позитиве.
Спасибо! Как будто сам побывал. Жаль, что физ.возможности пока не позволяют преодолевать такие расстояния.
Молодцы! За один день столько интересных людей повстречали.

3 Antonio  
Если бы мы ехали по известному гладкому асфальту, то и покатушка выдалась бы такая же пресная с остановками на водопой, да и только.
Следуя же неизвестным маршрутом, волей-неволей не обойтись без общения с встречными путниками и жителями. Так же, постоянно пользовались предусмотрительно подготовленной Юриком картой маршрута, что придало путешествию дополнительный интерес.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]