Главная » 2014 » Июль » 15 » Шерпенский плацдарм
02:57
Шерпенский плацдарм

В воскресенье, 13 июля 2014 года, велоклуб "Покатушки" совершил поездку на мемориал "Шерпенский плацдарм"

Добрый день, уважаемые дамы и господа!

Предлагаю вашему вниманию отчет о состоявшейся недавно покатушке в село Шерпены.

Подготовка

Расстояние до Шерпен для меня достаточно существенное - 100 км туда и обратно.

Поэтому я много раздумывал, ехать или нет.

Ещё свежи были воспоминания о покатушке 9 мая, когда мы, не сильно напрягаясь, проехали 90 км. Тогда я практически не устал. Больше стояли, чем ехали - так мне показалось.

Поэтому хотелось проверить свой организм на прочность, найти тот верхний предел моих возможностей, чтобы ориентироваться в своих силах.

Ещё очень хотелось покататься на велосипеде в хорошей компании, потому что перерыв у меня был приличный - около двух недель. "Раз давно не катался - силы есть. Прорвёмся!", - подумал я.

Техническое состояние велика тоже не вызывало серьёзных опасений. Да, заднее колесо имеет латку прямо возле нипеля. Да, ширина покрышки слегка не соответствует ширине камеры. Но это ведь мелочи, не так ли?...

Выезд

Всё, еду, - подумал я утром. Сделал с утра домашние дела - благо выезд в 10, а не в 7.

Собрался. Даже крем от загара взял, вдруг кому-то пригодится.

По дороге с небольшим опозданием возле бассейна встретил Виталия (Vitalii).

"Ты куда?", - спросил он, когда мы поравнялись. Он, наверное, не верил, что я всё-таки решился отправиться в столь далёкий путь и, наверное, думал, что я утром в воскресенье еду на велике куда-то по делам. "Всё туда же", - улыбнулся я, "Что, опаздываешь?"

"Да", - ответил Виталий и принажал на педали. На самом деле, конечно же, опаздывали мы с ним вместе. Возле нового Мегадома забыли свернуть на К-Либн, преодолели переезд и возле Зари повернули налево. Возле Лиманного горка впервые заставила меня отстать.

На Бородинке улица К-Либн пропускала через себя маршрутки и троллейбусы в большом количестве, все куда-то спешили, наверное, по своим делам. Мы лавировали между машинами разных размеров, пытаясь соблюдать ПДД. На совхозе основная группа, оказывается, ещё не уехала - а я думал, до Бендер догонять будем. Мы сделали вираж в отсутствии машин и подъехали в тенёк к остановке. Я уже не удивлялся новым лицам, которые приятно видеть с каждым разом.

Добро пожаловать!

Бендеры и Варница

Вскоре собрались и поехали в Бендеры, где нас ждала другая часть группы. На бендерском мосту я огляделся. Вот оно - то самое "смешение деятельности человека на планете Земля", как писал Антон. Точно что, нагромождение жизнедеятельности - и мост, и пост, и крепость, и берега.

Ко второй точке сбора - возле поворота на Бендерскую крепость - доехали без приключений. Дальше дорога шла на Варницу, где сейчас ремонт дороги. Её перегородили блоками, сняли верхний слой покрытия. Но велосипед ведь везде проедет, не правда ли? Легко преодолев бетонные блоки, мы добрались до поста, где милиция пожелала нам счастливого пути. Дальше поехали по главной улице Варницы до конца. Здесь я ещё никогда в жизни не был. Варница кончилась, потом промзона, потом ещё один пост. После него крутой спуск с поворотом, который каждый преодолевал на своей скорости. Дальше шла прямая и ровная дорога, которую так здорово было бы проехать быстро и с накатом. Но наш сегодняшний ведущий Юра направил нас налево.

Мы ждали нескольких ребят на шоссейниках, которые всё-таки использовали свой накат и откатились вперёд. Теперь они остановились и не понимали, что происходит.

Озеро Салаш

Наш путь лежал налево, вдоль реки Бык по дамбе. Мы стояли на дороге и вдруг увидели Антона, который выходил из тени дерева. Оказывается, он приехал из Красногорки,ждал нас и теперь тоже поедет с нами.

Мы поехали по дамбе. Она не такая широкая, как у нас в городе. Её часто пересекают канавки поливальных труб, что несомненно отвлекает от любования окружающим пейзажем. Мы подъезжали к озеру Салаш. Здесь берег оккупировали рыбаки. Наверно, это рыбацкая Мекка. Машины, удочки, зонтики, сидушки и сачки. Иногда поражаюсь, как сильно в наших краях любят рыбу. Как в Японии. Мы добрались до небольшого домика и стали фотографироваться. Максим (burik) командовал, как лучше стать и куда лучше встать. Солнце отсвечивало, светило, заставляло морщиться и одевать очки. Максим фоткал для панорамы по нашей просьбе, иначе мы бы просто не вместились.

Белая стена

Потом мы ехали по дамбе вдоль озера. Меня удивляли сухие деревья, которые часто встречались по правую сторону дамбы, прямо возле воды, на берегу. Они не были выгоревшими - просто были сухими. Что им мешало жить, думал я. Почему они высохли, ведь совсем рядом вода? Не понимаю... Так постепенно добрались до белой стены.

Не знаю, как эта достопримечательность называется правильно, викимапия молчит. Я буду называть её Белой стеной, а то что это достопримечательность - я в этом уверен. Представьте - на берегу озера вдруг возвышается утёс - он же обрыв - известняка. Камень мягкий, легко разрушается и лежит здесь мелкой крошкой и пылью, которая даже мельче песочной. После удивительных утёсов в Сахарне и Цыпово видеть такое вблизи от Тирасполя - это удивительно и здорово. Я нашёл в себе силы и полез наверх. Моему примеру последовали, и мы сфотографировались на высоте.

Через поля

После стены был небольшой труднопроходимый участок, который вывел нас на шоссе. По карте мы должны были ехать налево. Но Юра почему-то скомандовал направо. "Вот тут здесь будет сейчас дорога через поля... я точно не знаю где, но она точно должна там быть…" - так я понял основную мысль. Отсюда у меня началась внутренняя борьба, которая вылилась в отделение от основной группы. Мне казалось, что мы будем блуждать по бездорожью, я потеряю силы и не доеду до заветных Шерпен.

А пока мы ехали по шоссе в обратную карте сторону. "Стойте, эй вы там, впереди, возвращайтесь. Вот дорога между полями" Выезжает из поля бусик и везёт на прицепе трактор (!). "Поля в Молдавии настолько суровы, что немецкий бусик оказывается выносливее китайского трактора", подумал я. Юра спросил дорогу. "Да нет там никакой дороги, о чём вы говорите!» - был ответ. « Это частные поля, люди вам не обрадуются. Тут дороги нет!" убеждал водитель бусика-внедорожника.

Недоверие

Юра порешил всё-таки ехать в поле. Проехали чуть, потом направо. "А нет, не туда свернул. Налево..." Я вспомнил наш проезд по ржи под Карагашом... Потом Волка из "Ну погоди", который получает соли.. Потом прямую и ровную шоссейную дорогу без машин...

И решение пришло само собой. Удивляюсь я иногда своей решимости.

Кто ж знал, что впереди у меня два больших спуска и два таких же подъема, которые основная группа минует, проехав через Телицу. Юра знал, карта знала. А я не знал.

Полуклеверный мост

Я ехал по шоссе и радовался жизни. Справа ещё виднелись друзья-велосипедисты, мы ехали параллельно. Я ждал поворота направо. Вот, кажется, это и он. Впереди ехала подвода. Один мужик спал, другой управлял кобылой, разнося по округе ароматы сивушных масел.

"На Шерпены правильно еду?", - спросил я, сразу открывая конечный путь своего путешествия. "Не, ты сейчас налево сворачивай и на шоссе возвращайся. А там как мост проедешь и будет на Шерпены поворот. Можно конечно и по этой дороге, но тяжело". Я вернулся на шоссе и вскоре достиг эпического спуска и подъема перед полуклеверным мостом. Огромное пространство, ни души. Только ветер и козы в русле высохшей реки. Солнце и многочисленные мелкие облака кусками разбросаны по небу.

После спуска будет подъем.

Ехать в горку на скоростях ниже 1-3 нет смысла - лучше встать и идти пешком. Заодно другие мышцы задействуются. Постепенно показались надписи насчёт того, сколько ещё надо пилить до Кишинёва и (не дай Бог) до Черновцов. Но мне туда было не надо, а вот надпись про Шерпены - 15 прямо радовала глаз. "Скоро доберусь", - подумал я. Пятнашка - это легко. Как до Кицкан или до Бендер. Копейки...

Я взял насыпь штурмом по траве и с мыслью "Шерпены-15" удобно устроился в седле велосипеда. Вода кончалась, но ещё была.

Поворот на Телицу

Новый спуск не радовал. Следующий за ним подъем - тем более. Где-то на середине второй горы увидел надпись "Телица-1" и подумал, что вот отсюда как раз выезжает моя группа, с которой уже захотелось обратно воссоединиться. Но я был бесконечно уверен, что я еду по наиболее простому и легкому пути. Хотя...

Третья горка была самой неприятной - покрытие почти полностью разрушено и много пыли.

Зато поднявшись, я увидел вдалеке заветное пятнышко мемориала. Значит уже близко. Мы созвонились с Виталиком, и он сказал, что к Спее они ещё не подъехали. "Значит, всё-таки срезал", - подумал я. Не спеша проехал по главной улице Спеи.

Спея

На въезде в село стоит непонятный мемориал, где всё заросло деревьями и большими буквами что-то написано. Справа - небольшой мемориал в честь воинов-освободителей села.

Потом случайно увидел колодец рядом с обочиной. Набрал водички и отдохнул, ожидая основную группу. Предполагал увидеть их уставшими после блуждания по полям и желающими сделать привал. Но группа появилась и пронеслась довольно бодренько. Вода у них уже была, силы по-видимому тоже. "Странно", - подумал я и последовал за ними.

Горки на выезде из Спеи не такие большие, не сравнить с теми, которые уже пришлось преодолеть. Постепенно добрались и до Шерпен. Здесь сразу идёт поворот налево, стоит ещё один колодец. Здесь, как и в Спее, глубина колодца удивительная - раза в три больше той, что у бабушки в Одесской области. Вода из колодца чистая и прохладная - то, что надо, чтобы умыться, напиться и снять усталость.

Мемориал

От колодца совсем немного до Мемориала воинской славы.

Центром его является высокая двойная колонна с колоколом посередине. Дорога на мемориал прямая, так что колонна расположена строго напротив, и ты сразу её видишь. Стоят ворота, и охранник требует три лея за проход. И просит не мусорить.

Мы зашли на мемориал и сразу же отправились направо к столику, потому что все очень сильно устали. Пристегнули велики и стали обедать. Стол оказался мал для всей нашей обширной компании, кто-то стоя жевал, кто-то лежал неподалёку.

Обед

Силы постепенно возвращались. Неожиданно к нам подошли наши кишинёвские друзья. Было очень приятно их видеть. Оказывается, они уже давно тут и сидели на обрыве, любуясь красотой. Антон делал заварку на своей переносной газовой плитке и предлагал всем чай со скидкой - всего по 10 лей. Кишинёвцы поначалу не могли понять такой юмор, т.к. вода у них закончилась, и пить очень хотелось. Иван рассказывал, что они остановились в Спее и пытались найти колодец: "Но ведь как назло, кого не спросишь, никто не знает русского языка", - пошутил он в ответ.

Плацдарм

Мы пошли смотреть мемориал и высоты-красоты. Я прочитал, что здесь, под Шерпенами погибло очень много солдат - около 11 тысяч человек. Это очень много, даже по меркам Великой Отечественной. Здесь во время Яссо-Кишиневской операции был отвлекающий манёвр - изобразить тут видимость штурма, чтобы немцы с румынами подтянулись сюда. А на самом деле ударить в другом месте, прорвать оборону и выйти на Кишинев.

План удался. Но какой ценой! По окружности мемориала стоят гранитные плиты, но не с именами и фамилиями бойцов, а с названиями полков, дивизий, армий, батальонов. Благодаря им Яссо-Кишинёвская операция - одна из самых удачных.

Во славу их этот мемориальный комплекс, который построен десять лет назад, к 60летию освобождения Молдавии. А в этом году мы отмечаем 70-летие.

Комплекс очень красивый и ухоженный. Повсюду скамейки, деревья, молодые саженцы (дубки и берёзки), постриженная травка, поливалки.

С другой стороны мемориала гранитные плиты с двустишьями на русском и молдавском языках. Одно из них меня особо тронуло: "Люди мира, прокляните войну!".

В центре мемориала огромный венок и вечный огонь.

Высоты-красоты и пляж

Дальше открывается потрясающий вид на изгибы Днестра, лес, острова и пляжи. Ласточки беспокойно летали в нескольких метрах от нас, и нельзя было понять, к дождю это или они это над водой так высоко летают. Захотелось купаться, но надо было найти безопасный спуск.

Разведгруппа пошла на задание и вернулась с положительным результатом. Надо было прощаться с мемориалом и собираться в обратный путь. Мы уговорили кишинёвцев обратно ехать с нами, и они тоже пошли на пляж.

В Шерпенах воды Днестра необычайно прозрачны, даже чище, чем на Днестровском лимане.

Практически нет ила, который, скорее всего, и мутит воду ниже по течению.

Пляж широкий и длинный - не удивительно, что вечером в воскресенье здесь было полно людей. Туда и обратно ездили мопеды, рядом прыгали в воду с самодельного трамплина. Вода была тёплая и приятная. Двое наших экстремалов поплыли на тот берег.

На пляже было хорошо, но надо было ещё возвращаться обратно домой. Мы набрали воду в колодце и отправились в путь.

Прокол

Внезапно моё заднее колесо преподнесло неприятный сюрприз - спустило. Запаска у меня была, но:
1.Дырка в ободе была меньшего диаметра - под престо.
2.Ширина покрышки была 32, а ширина камеры - 47.

С проблемой 1 боролись шестигранником на 6 - алюминиевая стружка сыпалась, но неактивно. Потом Игорь достал свой крутой походный ножик.С ним процесс пошёл быстрее и, наконец, нужный диаметр был достигнут. С проблемой 2 не боролись никак - просто следили, чтобы не было закусов и складок камеры.
Я, что называется, "нервно курил в сторонке", не путаясь у асов под ногами и вспоминая наше 9 мая. Через минут 20 всё было готово. Велик помчался даже лучше, чем раньше.

Я мысленно поставил себе 2 по "велоприлежанию" с угрозой "ладно, дома поговорим".

Три великана

Поскольку назад мы ехали по шоссе, обратную дорогу я уже знал. Я морально готовил себя к этим трём великанам, которых надо победить. Спуск с ветерком на предельной скорости на тормозах, маневрируя между ямами. Потом мучительно затяжной подъем или пешком, или на 1-3 / 1-4. Антон советовал увязать дыхание с частотой вращения педалей. Отчасти это помогало - я отвлекался на дыхание, а педали крутились сами.

Добрались до перекрёстка на Бульбоку. Впереди был ещё один спуск/подъем, но это было лучше, чем подъем в Бульбоках. Поэтому мы повернули под мост и начали спускаться. Мост обрадовал новой надписью "Тирасполь-35". "Это ерунда", подумал я. "Почти как до Никольского. И обратно. Ездили столько уже". На спуске кто-то бил рекорды скорости, кто-то спускался на тормозах. Дорога, по сути, состояла из бетонных плит, с асфальтом, размазанным сверху тонким слоем, как на бутербродах в школьной столовой. Поэтому стыки между плитами ощущались на большой скорости довольно сильно.

Гура-Быкулуй и Бычок

Уже вечерело. Я видел впереди моргание красных светлячков моей группы. Сначала догонял я, потом они меня. Так добрались по Гура-Быкулуй. На посту, который на мосту через Днестр, мы пожелали доброго вечера. Мост - потрясающее сооружение, чудо дорогостроения.
Очень жаль, что он не работает. Покрытие превратилось в камни. Только сам мост выкрашен в яркооранжевый цвет. На другом посту на мосту нам тоже пожелали доброго вечера.

Взошла полная луна. Она была жёлтая и большая. Она намекала, что уже пора быть дома и ложиться спать. А перед нами была ещё дорога до Паркан и дальше до Тирасполя.

Эта дорога от Бычка до Паркан была наверно самой тяжёлой. Меня толкали трое - ну не одновременно, конечно, по очереди. Потом даже крутить педали не хватало сил...
Но потом добрались наконец-то. Здесь, в Парканах мы попрощались с бендерскими.

Парканы

Когда ехали в сторону Тирасполя, нас удивило большое количество машин, которые двигались вместе с нами. Наверно все ехали смотреть на футбол. Болеть ведь скучно в одиночку. Удивительно, что чемпионат мира - великий мундиаль - заканчивался буквально в этот вечер, но меня это абсолютно не интересовало. Мне хотелось домой.

Возле дома быта все распрощались и поехали по домам. Балковские продолжили движение дальше. Поскольку вода у меня уже к этому времени вся кончилась, дома чистой воды не было совсем, а магаз возле дома мог быть закрыт, надо было остановиться и купить бутылочку "Морщинской" или хотя бы "Варницы - Уникум". Игорь (pokatushkin) согласился подождать меня и потом провести до леч.городка. Через пять минут мы уже катили с полтарашкой Варницы-3 по ночному городу. Игорь предложил мне свою помощь в тех.настройке велика, которую я с благодарностью принял.

На том и попрощались.

Дома была ванна, небольшой перекус и сон без задних ног. Утром, увидев моё состояние, все думали про полуночный мундиаль и единственный гол на дополнительном времени.

Фотоотчёт:

https://www.dropbox.com/sh/hyiqgwa8dyc5geo/AABcQCBbAX8F5d5Zp4zMm7Ora

https://plus.google.com/photos/105302521120306563756/albums/6035658943783173041

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Отчёт об однодневной покатушке от Анны Цветковой 

Дата: 13.07.14

Километраж: 100 км

Место: с. Шерпены

Уже словно бы по традиции меня едва ли пустили. Для мамы очень вескими аргументами служили проблемы при пересечении границы и то, что она не знала, с кем я еду. Естественно, ее сторону я понимала, но не принимала, гонимая желанием поехать. Маме важно знать, с кем она меня отпускает, и кто при случае сообщит о местонахождении моих останков; она привыкла доверять Виктору Ильичу и знать, что я на его ответственности. Для меня же единственной проблемой было мое несовершеннолетие, мешавшее спокойно проезжать посты.

Поэтому за два дня до поездки я подняла небольшой кипиш и поставила на уши одного из покатушников Юру, сделав его, хоть и условно, ответственным за меня. Ценой огромного количества кричащих уверенностью аргументов я убедила маму, что в том, что я поеду, нет ничего катастрофического. Юра же, в свою очередь, заверил меня, что мы вполне спокойно можем объехать границу, что мы потом и сделали.

Проснувшись утром пораньше, чтобы быть на месте сбора – Совхоз – вовремя, я похоронила уйму времени на бессмысленное метание по квартире, в следствие чего потом пришлось мчаться сломя голову к выезду из города.

Небольшое удивление сотрясло обстановку, когда я, подъехав к месту в 9.53, увидела Иру Коптикову (также там был и Стас, но он не произвел того впечатления, так как я знала, что он будет). Сказать по правде, весьма неудобно получалось перед ребятами Виктора Ильича, - они тоже собирались поехать, но остались дома по той же причине, что останавливала и меня; а при теперешнем положении дел можно было не беспокоиться, и я чувствовала себя немного виноватой.

Выждав минут 10 и засвидетельствовав прибытие еще нескольких ребят, мы двинулись в путь. Скорость была около 25 км/ч, но я на своем тяжеленном велике успевала, потому как в колонне идти легче, да и на сытый желудок ноги сами крутили педали. Где-то между Тирасполем и Терновкой передо мной вдруг резко затормозили, отчего мне пришлось сделать то же самое. Секундами позже подо мной промелькнуло вывороченное кошачье нутро, и я, охнув от неожиданности, поспешила скорее объехать этот ужас.

Перед самыми Бендерами легко поднялись на мост, проехав пост и минув крепость, остановились у одной из заправок и стали ждать бендерских ребят. К нам подъехало еще человек 6, в том числе и Лена, которую знала Ира, почему в последствии я ближе познакомилась с ней.

Дальше я, в сопровождении Юры и Виталия Лоянича, отделилась от группы, и мы, как и было обещано, обогнули границу, проколесив через вокзал, и направились к с. Варница, где нас уже ждали. Убедившись, что со всеми все в порядке, двинулись дальше по селу. По сторонам я сильно не глазела, - типичные постройки привлекали мое внимание куда меньше группы новых людей впереди и назойливый хруст моей цепи, вот уже второй месяц просившей смазать ее; приходилось непрестанно крутить педали, иначе мне оставалось лишь мотыляться где-то в конце группы, что, впрочем, и происходило всю первую половину пути.

Мы выехали из села и проехали еще с километр, когда у Иры Ко упала цепь. Некоторые затормозили, другие же продолжили движение, но вскоре всем пришлось остановиться, чтобы подождать, пока парни помогут девушке. Проселочная дорога блеклой пыльной лентой тянулась далеко вперед. Повсюду она была испещрена ямами, так, что и объезжать замучаешься, делая бесконечные виражи. Солнце, близившееся к пику своей активности, жарило в спину; я почувствовала, как под рюкзаком майка противно прилипла к спине. Вскоре мы очутились на асфальтированной дороге, но мне это дало мало плюсов, - всех тут же как ветром унесло вперед. Здесь я про себя отметила отличие покатушников от порядка Виктора Ильича: с ним мы всегда идем строго в колоннах, не делая больших разрывов и держась вместе, особенно на дорогах, а тут группа из 20 человек растянулась на метров 250, а поскольку я находилась в хвосте, то видела картину с наилучшего ракурса.

Мы проехали еще один пост, перед которым я занервничала, но нас не стали ни тормозить, ни что-либо проверять. Затем дорога круто ушла вниз, но на своем велике я разогналась только до 40 км/ч и дальше лишь в немом негодовании смотрела, как меня один за другим стремительно обгоняют парни на своих резвых шоссейниках.

За спуском налево от дороги уходила грунтовка, постепенно превращаясь в дамбу, вдоль которой неширокой бесшумной полоской мутноватой воды текла речка Бык. На развилке мы замешкались, потому что несколько ребят, оторвавшиеся на спуске, виднелись теперь крохотными силуэтиками на фоне бархатно-зеленого поля. Увидев, что мы стоим, они остановились тоже. Так, в замешательстве, и стояли минуты 3, бессмысленно пялясь на разделявшие нас несколько сот метров. В конце концов, только после звонка Юры, те вернулись к нам, сообщив, что думали, будто у нас случилась какая-то поломка, вот мы и не едем.

Спустившись с дороги налево, мы встретили еще одного покатушника Антона и, подхватив его, помчались по дамбе, следуя и течению реки. Теперь солнце палило с левой стороны, и я буквально видела, как жгучие лучи испепеляют мое и без того натерпевшееся плечо. В лицо дул легкий ветерок, немного скрашивавший жару, все больше набиравшую обороты.

Спустя некоторое время нам открылась великолепная панорама двух озер по обе стороны от дамбы: слева – маленькое и покрытое какими-то ошметками (видимо, зацвело, пойди его разбери), а справа – огромное, пышущее своей сапфировой гладью и приковывающее к себе взгляд – озеро Салаш. В тот миг я подумала, что такой водоем действительно достоин названия. Здесь у нас была относительно длительная десятиминутная остановка, и я, с непривычки так долго, не переставая, крутить педали, жадно наслаждалась ею и видом незнакомого озера перед собой. Благодаря одному мужчине Максиму с профессиональной камерой, у нас сохранились отличные фотографии, и не только с этого места. За весь день его объектив сфокусировался на каждом из участников. Спасибо фотографу!

Сделав несколько общих снимков, мы двинулись дальше: мимо маленького двухэтажного домика, напоминавшего сторожку, направо, огибая большое озеро. На пути нас радушно встречали заросли непонятных кустарников и прочей растительности. Где-то приходилось вставать на ноги, брать велосипед в руки и по краю дороги обходить лужу, полностью заполнившую пространство вширь и отгонявшую любую идею переправы через нее на велике.

Неожиданно наткнулись на развилку (слабо вообще ее напоминавшую…); дорога налево, усердно извиваясь, уходила вверх, а справа из-под бугра как раз выныривала машина, - весьма непредвиденное явление в таких дебрях. Я все так же занимала свою законную позицию отстающего неопытного велосипедиста в конце группы, и лишь движение вереницы людей налево оповестило о том, что мы все же направляемся наверх, чего, честно говоря, я желала меньше всего. Поднявшись, мы почти сразу же уткнулись в небольшую каменистую возвышенность, весь склон которой был усеян сыпучим камнем. Снова остановились. Увидев, как пару человек уже лезут вверх по склону, я не стала себя сдерживать и, на ходу соскочив и кинув велик на землю, ринулась следом. Под ногами сыпался песок и камень, поднимая облачка белесой пыли и муруя ноги по щиколотку. Карабкаясь вверх, я заранее представила, каким раком придется возвращаться обратно, живо припоминая недавние «альпинистские навыки» в Старом Орхее. После нескольких снимков на уступе я, предусмотрительно пропустив всех вперед, чтобы посмотреть, как спускаются они, погружая кроссовки в самую каменную крошку, начала аккуратно спускаться, и была благодарна неизвестному благовоспитанцу, который подал мне руку. Отряхнувшись, поехали дальше.

Наконец дорога вывела нас на трассу, но наш сегодняшний предводитель Юра не стал долго задерживаться на ней и повел группу через поля, перед этим посоветовавшись с мужчиной, как раз выезжавшим оттуда на тракторе (который, между прочим, тянула машина). Кто-то подбросил шутку о том, как проедем мы, если даже трактор вытаскивать пришлось. Воспользовавшись задержкой, я кинула в рот леденец и заодно угостила Иру с Леной. Настроение, немного упавшее из-за моего постоянного отставания и давящей полуденной жары, снова поднялось.

Ближайшей целью Юры была другая трасса, ведущая на Спею, а потом и на Шерпены, почему сейчас мы и мучались, крутя педали под палящим солнцем и трясясь на каждой кочке, покрываюших всю дорогу, будто какой-то хулиган рассыпал их, со злобной усмешкой, предвкушая наши неудобства. На самом деле, в лице этого хулигана все видели Юру, - именно его идеей было срезать путь и проложить наш маршрут здесь. Вскоре появилась необходимость развернуться и ехать обратно до какой-нибудь развилки, чтобы более удобным образом добраться до села, где можно было бы набрать воды, запасы которой уже были на исходе. Перед нами квадратом 10х10 метров раскинулось болото, созданное постоянно работавшим оросителем, установленным здесь для полива участка поля. Две трети группы, не раздумывая, повернули своих «коней» на 180 градусов и направились в обратную сторону. Я, Ира и Лена, стоя в нерешительности и наблюдая за несколькими парнями, шаг за шагом отважно уходившим в грязь по щиколотку, все же решились и пошли за ними. По краю данного месива пролегала нетолстая труба, ставшая единственной опорой на всем пути до сухого участка дороги. Несомненно, одной ногой я все же угодила в грязь. О велосипеде и говорить нечего - его я изначально вела по правую сторону от себя, елозя колесами в болоте. Тут ко всему прочему механический ороситель плавно повернулся в нашу сторону, и мы насквозь вымокли с ног до головы. Удивительно, что кадров с этого момента не осталось. За раскинувшемся позади кизяком мы проторчали еще минут 15, пока велики не были приведены в более или менее презентабельный вид ( а в моем случае в объект, способный к перемещению в пространстве). Вода во фляге едва покрывала дно, и я подумала, что пришло время пускать в ход марамбели, которыми я, к счастью, вдоволь запаслась перед уходом утром. Наконец, немного очистив велосипеды от грязи, полностью покрывавшей его толстым слоем, мы тронулись (пардон, не умом!).

По пути нам подфортило, - мы наткнулись на сад с персиками, правда, еще далекими от созревания, но и такая мелочь нас порадовала. Помню, как двое парней, как с цепи сорвавшись, доверху набили ими свои рюкзаки. Здесь пришел конец мои запасам марамбели – я раздала их, понимая, что не всем по вкусу придутся твердые зеленые фрукты. Специально для одного парня не упущу случая отметить, что здесь он немного удивил меня, сообщив, что путает персики с абрикосами J.

Наконец мы въехали в село, где у колодца нас уже ждала основная масса группы. Один мужчина, заботливо накупив энное количество мороженого, ходил и раздавал его каждой паре рук. На нескольких человек все же не хватило, и я щедро поделилась лакомством с Ирой, отдав ей половину. Застряли мы здесь на минут 30 точно. Несколько парней, собравшись вокруг перевернутого велосипеда, чинили прокол. Те двое, которые очень любят персики, вывалили то, что насобирали в саду на общее растерзание. Как оказалось, Стас (или Ира) сорвали-таки на поле недозревшую дыньку, и теперь каждому досталось по крохотной дольке полевой добычи, по-братски разделенной Ирой Ко. Вкус ее напомнил мне помесь огурца с тыквой.

Отдохнув в тени от назойливых солнечных лучей, мы двинулись дальше. Я едва успела за всеми, как всегда вздумав зайти в магазин и купить чего-нибудь, движимая страхом помереть с голоду где-то на пути. Поспешно выцепив полукилограммовый пакет с печеньем и наскоро сунув 10 лей продавщице, я выскочила из магазина, и еще целую вечность запихивала приобретенное в рюкзак.

До Шерпен оставалось около 13 км. Мы выехали на разбитую грузовую дорогу, ведущую в пункт назначения. Я узнала асфальт без единого ровного участка, не тронутого ямой или ухабом. Этой дорогой мы проезжали в последний день нашего похода с Виктором Ильичом. Видимо, и сегодня возвращаться будем также. Впереди была горка, и я, хрустя цепью и норовя совсем порвать ее, с горем пополам взобралась наверх, правда, одна из последних. Там перед нами раскинулись поля и Днестр, огибающий небольшой лесной массив. Пока получилась удачная фотография, мы несколько раз по просьбе снимавшего отступали назад, чтобы лучше была видна панорама за нашими спинами.

Без приключений проехали Спею, затем все изрядное количество времени ждали на повороте к с. Шерпены, пока я, скрипя своим «подыхающим конем», доплетусь до развилки. Остановившись, я еще не успела достать флягу с водой, как первые три человека уже были на велосипедах и покатили вперед. Пришлось по-быстрому сделать один глоток и, кое-как подвигав задеревеневшими ногами, поспешить за ними. Через полтора километра Стас отдал мне свой велик, после чего я ехала впереди, а он – последним в колонне.

Въехав в пункт назначения, нас с Ирой выдвинули вперед в качестве путеводителей на ближайшие 200 метров до колодца, с учетом того, что мы уже были здесь и можем немного ориентироваться в окрестностях. У колодца набирали воду, ели остатки зеленых персиков; мы с Ирой, завидев кострище, оставшееся после нашего походного обеда здесь недельной давности, в состоянии ностальгии с полминуты простояли, глядя на пепел и обуглившуюся банку из-под паштета. Стало чуточку тоскливо, будто мы нашли останки любимой кошки, истерзанной собаками.

Через 500 метров свернули направо и оказались перед воротами входа в мемориальный комплекс. Крайняя точка нашей поездки – Шерпенский Плацдарм. Мое восхищение не утратилось после предыдущего визита, и я с таким же восторгом ступила на его территорию. При входе положено платить 3 лея…кажется, теперь я кому-то должна.

На часах 16.00. Немного пройдя по дорожке вправо, мы обустроились на обед. Как оказалось, мои переживания по поводу нехватки еды были пустыми, - на небольшом столике один за другим появлялись пакеты и пластиковые коробки с овощами, колбасой, мясом и пирожками. На свет даже была извлечена сушеная рыба, поначалу не имевшая никакой репутации среди изголодавшихся велосипедистов, пока Стас, до этого уютно разместившийся на скамейке чуть поодаль, не съел соленых рыбешек. Сюда была привезена и совсем маленькая газовая горелка; в нее был воткнут баллончик, благодаря чему мы благополучно заварили чай и с комфортом поели и отдохнули (хотя в моем случае не «поели», а накидались едой). Подкрепившись, все потянулись к белым колоннам и, сделав пару снимков у огня, вышли на смотровую площадку, откуда минут 20 наблюдали за завораживающим пейзажем. Сели на траву. Над нашими головами пушистыми белыми клочками мирно плыли облака, и было отчетливо видно, как тень от них медленно движется по кромке леса, переходя на поле. Где-то рядом несколько человек решали, где бы у Днестра остановиться и искупаться.

Вернувшись к столику, мы собрали весь мусор, а остатки еды распихали по рюкзакам. Мы со Стасом (спасибо ему!) не стали меняться велосипедами обратно, и я, отстегнув свою рухлядь от дерева, вручила ему велик. Выезжать через парадный вход комплекса мы не стали, а направились к смотровой площадке по дорожке справа, выехав на одну из улиц села, нашли тропинку, все круче уходящую вниз, и по ней спустились к берегу. Там оказался небольшой пляжик, негусто заполненный отдыхающими. Мы отъехали чуть подальше ото всех и здесь снова сделали остановку. Я переоделась, но купаться не стала. Стоя по колено в воде, молча наблюдала, как плескаются другие. Нашлись и такие, кто как был в велоформе и кроссовках, так и окунулся в реку. В десяти шагах от меня Стас с нежностью отца мыл свой драгоценный велосипед (хотя тут я его понимаю, - он белый, новый и дорогой), в то время как моя черная грязная колымага лежала на боку и продолжала покрываться пылью. Кинув взгляд в сторону своего велика, я отвернулась, с твердым решением отвезти его на свалку по прибытии. Когда все, выйдя на берег, хорошенько высохли, мы вернулись в село и двинулись на выезд из Шерпен, по пути набрав воды в колодце.

Достаточно быстро добравшись до поворота на Спею, мы стали поджидать отставших. Тут подкатил какой-то парень (извините, имен не помню) и сказал, что нужно вернуться обратно, так как у мужчины прокол, и нужна запасная камера, которая в данный момент покоилась как раз-таки в сумочке на велике Стаса. Я поехала к ним. Не стоит, думаю, подробно вдаваться в детали поломки; отмечу только, что чинили достаточно долго. Спустя минут 25 мы присоединились к основной группе.

Обратная дорога была приятна мне тем, что всего лишь 10 дней назад я с таким же удовольствием катила по ней на велике Виктора Ильича, почему с легкостью забиралась и на горки. Теперь же Стас поскрипывал моей цепью где-то впереди (для чего ему постоянно приходилось уезжать от нас чуть раньше). Потом он нашел наилучший выход: уцепился за проезжавший с той же скоростью камаз и держался так метров 200. Я вспомнила и дерево шелковицы, которое мы в походе с жадностью обглодали, проезжая здесь. Минув затяжной подъем, мы остановились перед мостом. Там некоторые подкрепились последними каплями моего провианта, который я щедро отдала, тем самым и себе облегчив рюкзак за затекшей спиной. Распрощавшись с несколькими ребятами, кому ближе было добираться в Бендеры через Бульбоку, мы двинулись вниз, а затем вверх по дороге налево.

До самого заката крутили педали. Я не шибко скучала на однообразной дороге, тянувшейся темно-серой полосой вперед на многие километры, потому как ехалось легко, и мы с Ирой болтали, не замечая усталости. Как-то я попросила ее остановиться и заснять момент, когда предзакатное солнце за нашими спинами красиво освещало путь впереди; тоскливо-серый асфальт отдавал оранжевым под лучами заходящего светила, а на горизонте небо переливалось всевозможными оттенками красок от синего до розового.

Наконец, мы въехали в Гура Быкулуй, где мне позвонила мама, взволнованная моим долгим отсутствием. Я успокоила ее сведением о том, что до Тирасполя еще 20 км, и пообещала быть дома не позже 11. Не мешкая, пересекли пост, затем еще один, перед въездом в Бычок. На выезде из села застали очень красивую картину: луна, будто восходящее солнце, поднималась из-за горизонта. Естественно, на фотографии не передалось даже 0,01 того, что мы видели воочию.

Включив фонарики, ровной колонной по двое благополучно, без остановок, достигли Паркан. Там разделились на 2 группы: одна ехала в Тирасполь, другая – в Бендеры. Помню еще, что Стас накормил нас с Ирой (а может и еще кто пробовал это?) зелеными сливами.

На выезде из села снова остановились, и там нас с Ирой опять накормили – на этот раз бананами. Наконец-то мы очутились в родном городе и здесь, раздробившись уже на совсем маленькие группки, разъехались в разные стороны. Было приятно ехать по улицам, освещенным ярким желтым светом фонарей, и вдыхать свежий ночной воздух. Небо, казавшееся почти черным, было усыпано звездами. Ехать под этим таинственным куполом – одно удовольствие!

Большое спасибо Виталию Лояничу, под чьим сопровождением я добралась до дома.

                                                                                                                                                       15-17.07.14

                                                                                                                                               Цветкова Анна

Просмотров: 1559 | Добавил: Filin | Рейтинг: 5.0/4
Всего комментариев: 3
3 bea  
отличная покатушка . для себя решил - надо там побывать . но вот как мне кажется , старт  поздноват  на такой маршрут .

2 Stjuha  
Читала и завидовала вашей покатушке. Особенно хотелось бы увидеть своими глазами Днестр и природу тех мест. Но для меня это пока слишком невероятные расстояния. 
Олег, спасибо за интересный отчет о поездке. ))

1 Phrixus  
0
Спасибо за отчет !
Как всегда было очень увлекательно читать)
Особо интересно было мысленно "прокатить" по твоему маршруту! Увидеть ту часть дороги которой поехал ты, как будто я прокатился 2-мя маршрутами сразу )

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]